Для кого-то это недостаток, для кого-то несомненное достоинство, но
«Рассвет Марса» не стремится подарить своим зрителям какие-то
дополнительные ощущения, кроме как удовольствие от просмотра.
Насыщенные краски, качественная анимация, великолепный ансамбль сэйю,
приключенческо-фантастическая история с пиратами и юмором – и хорошее
настроение в нагрузку.
Обошлось без глубоких мыслей, открытий или смыслов. Без
пространных флешбэков или объяснений мира. И даже без драматических
переломов черепа, изощрённых детективных ходов или запутанных
мотиваций. Никакого потакания эстетским либо испорченным вкусам, как с
визуальной, так и сюжетной точки зрения. Пиратское аниме в чистом виде:
по-хорошему пародийное и при этом неожиданно «свежее» на фоне собратьев
по жанру.
Хотя в сериале присутствуют меха, отсутствует «философский» подтекст их использования, традиционный для меха-сёнэнов.
Kenran Butoh Sai, то есть, «Великолепное Танго» в названии – это
характеристика профессионального управления роботом, но упоминается сей
термин только один раз. Меха здесь всего лишь вид боевой техники под
названием «Щит». Есть супер-крутые «Щиты», есть попроще и послабее. Но
опыт пилота многое определяет. Когда же в кабине оказывается подросток,
то он остаётся подростком.
Соблюдено единственное правило: в первой же серии главный
герой Грам Ривер получает свой «Щит». Способ получения загадочен... и в
итоге остаётся таковым. Принимая во внимание тот факт, что работа Грама
была связана с разными механизмами и машинами, не приходится удивляться
тому, что он стал хорошим пилотом.
С главного героя, кстати, и начинаются расхождения с
каноническим сюжетом меха-сёнэна: в «Рассвете Марса» если кто и
взрослеет, так это некоторые девушки, а вот сам Грам остаётся прежним:
оптимистичным, работоспособным, отзывчивым, с кулинарными талантами и
со своей давнишней, вполне выполнимой мечтой. Реалист, знающий цену и
обещаниям, и деньгам, практик, любящий приключения, но привыкший к
ответственности. Редкий пример целостного характера, он идеально
подходит к общему настрою сериала, в котором практически нет места для
трагедий.
Что же остаётся за вычетом слёз, истерик и трудного процесса
самосовершенствования? Места хватило для множества ярких персонажей,
как мужских, так и женских. Команда «Судна Рассвета» состоит из
неординарных личностей, второстепенные или эпизодические характеры не
уступают в выразительности. Каждый в меру забавен, в меру серьёзен и,
безусловно, интересен – настолько, что мучительно не хватает
предысторий или дополнительных серий, посвящённых, к примеру, Пойпойде,
Кларе, Эстеле или Кабернесу. Однако каждый персонаж раскрывается
исключительно в действии, в поступках и реакциях на происходящее. Об их
прошлом почти ничего не известно, тем не менее, не возникает вопроса
«Почему они стали пиратами?»
Жажда приключений, любовь к морю и нежелание послушно плыть по
волнам – герои поочерёдно и «хором» демонстрируют свою приверженность
пиратской философии, не растрачиваясь на слова. Ещё есть стремление
обрести друзей, подлинную семью и дом – и таким образом стать самим
собой. Это хорошо видно по Эноре, которая обрела своё счастье на борту
пиратской подводной лодки, и счастье это состояло в том, чтобы помогать
Граму на кухне и каждый день видеть рядом с собой настоящих, живых
людей. И быть просто девушкой, пусть и с замашками «принцессы».
В «Рассвете Марса» следует выделить обманчивую простоту
характеров: многие персонажи кажутся слишком понятными, но вот новый
поворот сюжета – и они ведут себя совсем не так, как можно ожидать.
Например, Энора, на первый взгляд, очередная «цундэрэ» – наглая
вредина, привыкшая получать всё, что пожелает. В действительности она
гораздо понятливее и очень быстро вливается в коллектив. Другой пример
– Ягами «Синигами», поначалу демонстрирующий повадки эгоиста и гордеца.
Он действительно любит задирать нос, но не позволяет себе глупых
выходок или ревности к тому, кто потеснил его на пьедестале «лучшего
пилота».
Отдельного упоминания заслуживает Пойпойда – дельфин-белуха в
скафандре, позволяющем передвигаться посуху. Это равноправный член
команды, и, вроде бы, его можно заменить человеком, но насколько б это
обесцветило действие и лишило происходящее запоминающихся мелочей!
Точно так же как Клара могла бы быть немолодой, но сильной и смелой
женщиной-оператором, что соответствует её голосу, характеру и знаниям.
Но тот факт, что она – говорящая кошка, добавляет сериалу солидную долю
веселья. Чего стоит её привычка сидеть у кого-нибудь на голове во время
планирования предстоящих операций!..
Для тех зрителей, которые знакомы с другими работами студии
BONES, будет привычно видеть сильных женщин, отважных девушек и
решительных старух – впрочем, феминистичность реализуется здесь не без
иронии... Как и всё остальное.
Странное дело, но хотя «Рассвет Марса» – однозначно
несерьёзный, а в некоторых сериях подчёркнуто комедийный сериал,
персонажи здесь редко совершают чисто детские поступки. Они могут
дурачиться или рисковать вслепую, быть смешными или нелепыми, но вот
незрелости в них нет. Единственное исключение – лейтенант Вестемона,
чей максимализм, обидчивость и слепота по отношению к другим и самой
себе особенно заметны на фоне поступков Грама или добродушного и
ленивого капитана Специального отряда Военных Сил Земли. Окружающие
нянчатся с девушкой, понимая, что именно ей движет, она же рвётся
напролом... с ожидаемым результатом.
Для пиратских приключений столкновения с военными – важный
элемент сюжета, в который также входят стычки с другими пиратами,
грабежи, путешествия, поиски сокровищ и пиратские будни. Последнее
немаловажно: деталям и мелочам отведено значительное место, и серии
«просто про жизнь» оказываются не менее, а то и более интересными, чем
серии боевые. Совместные пьянки, празднование дня рождения, ремонт,
уборка и даже косплей – всё то, что позволяет оживить характеры героев
и наполнить сериал обязательным для пиратского жанра лёгким безумием.
Действие происходит на Марсе далекого будущего. Распространены
высокие технологии, однако и классическая пиратская тематика в сериале
освоена на «отлично»: сражения на саблях, призраки, глубоководные
чудовища и горки золотых монет приятно соседствуют с лазерами,
искусственным интеллектом и спутниками слежения. И конечно, всё это
объединяют бескрайние просторы моря.
Здесь не спасают мир – как правильно заметил глава подпольного
движения Поу, для такой работы требуется много десятилетий упорного
труда, и никто из ныне живущих не увидит результат. Здесь спасают
команду, себя и друзей. Здесь определяют своё место – и выполняют
нужную другим работу. Поэтому в этом нетипичном меха-сёнэне так мало
пафосных речей, чего бы они ни касались – героизма или любви.
«Рассвет Марса» трудно упрекать в том, что он недостаточно
«глубок» - с самого начала понятно: здесь все «с приветом», начиная со
вспыльчивой капитанши-атаманши и заканчивая роботом с подрисованными
усами и прозвищем «Дедуля». Ну и что? Разве для настоящих приключений
надо быть серьёзным?..