Среди многочисленных определений «сущности» человека есть одно, очень
хорошо характеризующее безволосую говорящую обезьяну. «Смысл жизни» –
предмет бесконечных дискуссий, нечто одновременно очевидное и
непонятное. Однако те, кто нашли для себя этот смысл, обладают
известными отличиями: огонёк в глазах, принципы и приоритеты, а также
некоторая ограниченность, ведь выбрав что-то одно, отказываешься от
остального.
По отношению к таким людям слово «любовь» обретает утраченную
чистоту: те, кто действительно любят своё дело, лишены корысти и
расчётливости. Учёные, исследователи вселенной – от атома до галактик –
счастливые и страшные люди, ибо среди них встречаются как изобретатели
пенициллина, так и строители атомной бомбы. Но они не единственные, кто
обрёл этот пресловутый «смысл».
Выбрав «дайвинг» в качестве ключевого слова для Real Drive,
Сиро Масамунэ (автор оригинала) и Фудзисаку Дзюнъити (сценарист) не
ограничились внешней схожестью «ныряния в воду» и «ныряния в
кибер-пространство» – в противном случае сериал бы быстро обмелел, а
дайвинг стал не более чем источником для стилизаций и заимствованных
терминов. Это же не только «кессонная болезнь», «предельное погружение»
и прочие красивые словечки из «Подводной одиссеи команды Кусто»!..
Real Drive развивается на другой глубине – ищет ответ на
вопрос: зачем тот же самый Жак Ив Кусто посвятил жизнь этому занятию?
Затонувшие сокровища или редкие виды рыб не могут объяснить чувств и
мотивов людей, которым Океан ближе, чем самый лучший друг. Словно
андерсеновская русалочка наоборот, они упрямо лезут «обратно в воду»,
вопреки здравомыслию и законам эволюции. Наделять такой страстью
главного героя опасно: чего искать, когда вот он, единственно возможный
путь?
Хару Масамити – как раз из таких счастливцев. Он ничего не
умеет, кроме как нырять, да больше ничего и не хочет. К чести авторов,
они не стали затягивать мучительную сюжетную линию с потерей смысла: за
одну только первую серию Хару успевает потерять одно море и обрести
другое. Равновесие более-менее восстановлено, а при наличии другого
«одержимца» – профессора Кушимы
¹ Эйтиро – история становится на устойчивые рельсы.
Любовь к морю и любовь к науке – одна из многочисленных параллелей
сериала, чья образная система пропитана дуализмом. В какой-то степени
это отразилось даже в саундтреке, состоящем наполовину из тёплых
симфонических мелодий
Хирано Ёсихисы, а наполовину – из прохладно-отстранённых ритмичных композиций
Таниути Хидэки.
Природа – технологии, интуиция – логика, сознание – тело, прошлое –
будущее, мечта – реальность, женщина – мужчина, мгновение – вечность...
Линии-идеи гармонично устремляются вперёд, не расставаясь и не
пересекаясь, превращая Real Drive в своеобразный поэтическо-философский
трактат, но при этом лишая сюжет каких-либо значимых метаний.
Примечательно, что ни один из взрослых (а таковых большинство)
героев ни разу не задал себе вопрос: «А зачем оно мне надо?» – и уж тем
более речи нет о выборе, например, между семьёй и работой. Так что,
несмотря на наличие подростково-школьных ситуаций, а также на некоторую
долю фансервиса, Real Drive заметно отличается от обычной
аниме-фантастики, где сюжет в основном посвящён взрослению и развитию
характера. Здесь внимание сосредоточено, скорее, на развитии отношений,
а также на постепенном раскрытии персонажей, впрочем, главные их черты
проявляются уже в первой серии, так что никаких коренных перемен не
происходит.
В целом Real Drive старомоден и не стремится потакать желаниям
той части аудитории, для которой фантастический антураж – это лишь
повод для забористого экшена с применением суперсовременных достижений.
Порой сюжет растворяется в монологах-рассуждениях, немалая доля
экранного времени состоит из картин подводного города и
кибер-пространства. Такой подход роднит сериал с фантастикой прошлого
века, когда было захватывающе интересно просто попредставлять, какой
будет повседневность будущего (этот же подход уже был реализован в
Denno Coil).
Оттуда же заимствована детективная структура: расследования близки
научным изысканиям, попытки узнать правильный ответ схожи с
любопытством дайверов, погружающихся на опасные глубины, и всё это
напрямую происходит из «страсти к познанию» – второй известной
характеристики «человека разумного».
Можно бесконечно долго проклинать науку за её ошибки и
отрекаться от прогресса, но современная жизнь была бы невозможна, если
бы не было людей, нацеленных в будущее. Учёные и дайверы Real Drive
напоминают героев Полдня из романов братьев Стругацких: такие же
идеалисты, даже при том, что видят «плоды трудов своих». Это люди
действия, никогда не забывающие: всё, что уже построено, когда-то
начиналось с мечты, в которую мало кто верил.
Если взрослые из Real Drive ассоциируются с персонажами
Стругацких, то при взгляде на главную героиню вспоминается Алиса
Селезнёва и другие «пионеры во вселенной», всегда готовые всем
помогать. Обычная Японская Школьница™ Аой Минамо спасает сюжет, потому
что без неё он был бы монолитно-пафосным и слишком монотонным. Но
задавать наивные вопросы, совать повсюду свой любопытный носик и
фонтанировать трогательным подростковым оптимизмом не главная её
обязанность.
Минамо, или, как называют её подружки, Нямо играет особую
роль. С одной стороны, она воплощает то самое «грядущее поколение», на
благо которого работают учёные подводного города, да и всей Земли.
Катастрофа, произошедшая в начале двадцать первого века, многое
изменила на планете. И если с радиоактивными частицами удалось
справиться, то погодные изменения продолжают угрожать человечеству.
Целые города ушли под воду, поэтому Искусственный Остров и предстоящий
запуск нано-частиц, способных контролировать климат, представляются
долгожданным спасением.
Однако для самой Нямы будущее, построенное взрослыми, является
настоящим, произошедшие катастрофы – строчками из учебника истории, а
высокие технологии не так интересны, как люди или тайны природы. Эту
юную девушку, немного капризную (если дело касается математики или
зелёного перца), очень добрую и отзывчивую, нельзя назвать оригинальным
персонажем, но есть в ней несколько примечательных черт.
Первое, что обращает на себя внимание, это та быстрота, с
которой она наладила отношения со своим восьмидесятилетним подопечным.
Тот факт, что Минамо была воспитана бабушкой (отсюда и умение ладить с
пожилыми), не объясняет, почему она сумела увидеть в глазах «дедули»
молодого дайвера, которым он был пятьдесят лет назад. Возможно разгадка
в том, что Минамо – единственная в своём классе ученица без
кибер-мозга. Лишённая возможности погружаться в Мета-Реал, она
сохранила интуицию и какие-то древние инстинкты, как, например, умение
слышать и чувствовать ветер.
Вторая важная деталь её характера – посвящать себя выбранному
делу, забывая себя. Скорее всего, это фамильная черта её большого
семейства, включая брата бабушки. Учёные до мозга костей, родители
Минами пропадают на работе, не появляясь дома неделями и месяцами.
Угрюмый и колючий брат зациклен на проблемах силы, совершенствует свои
боевые навыки и готов жизнью пожертвовать, если потребуется. Ну, а сама
пухлощёкая Нямо с бантиком-ушками становится «бадди» для кибер-дайвера
– искоркой, которая поддерживает и воодушевляет.
Но если искать её ключевую черту, то это, скорее всего,
феноменальная наивность, вернее, особое, чистое и незамутнённое
отношение к миру. Сама девушка не видит ничего особенно в том, что
постоянно находится в обществе пожилого человека: Минамо нравится
слушать Хару, она рада, что бывает полезной во время погружений.
Увидеть на лице, изрезанном морщинами, молодые сияющие глаза – это всё
равно, что увидеть человека в андроиде, влюбиться в запрограммированную
куклу. Такую привязанность невозможно объяснить объективными причинами
или психоанализом. Подлинная любовь вообще лишена какого-либо смысла.
Для многих подобные отношения – старик и школьница – выглядят
ненормально. Доходит до смешного... Когда Нямо говорит подружкам, что
хотела бы быть рядом с Хару даже тогда, когда он снова сможет
заниматься дайвингом в море, те с ужасом упоминают слово «любовь» (恋 –
«кои»), но Минамо слышит «карп» (鯉 – «кои») и поправляет: «Скорее как
дельфин». Мысли её по-детски чисты, и она больше волнуется о разлуке с
близким человеком, о котором привыкла заботиться, чем о разнице в
возрасте.
Кстати, таких забавных, но со смыслом, моментов довольно
много. Серьёзный настрой Real Drive не мешает авторам вставлять то тут,
то там ироничные шутки. Вывеска LOVE над местом уличной драки,
разговоры о креме для лица (и это в мире, где можно получить идеальное
искусственное тело!), кот Шрединер, которого действительно «нет»
(потому что он дрыхнет в каждой серии), школьная страшилка о мёртвом
дайвере – примеров хватает, но они не выпячиваются и требуют внимания к
деталям. А если вдруг покажется, что авторы сериала окончательно
ударились в пафос, то опровержение найдётся в omake на последних кадрах
² каждой серии.
Вообще же, в Real Drive встречаются не только «зашифрованные»
шутки-перевёртыши, но также и разного рода подсказки и намёки:
английские названия серий, фамилия «Аой»
³
или, например, поддельные очки «Су-Марэн», которые «могут быть лучше
настоящих». Этот сериал создан для зрителя-дайвера, терпеливого и
аккуратного, способного заметить и кита, и крошечную рыбку.
В проработанном мире Real Drive множество мелочей и нюансов
позволяют сделать изображённое будущее достоверным, живым,
многогранным. Интересно реализован принцип «амфибии» в средствах
передвижения, запоминается архитектура подводного города и надводной
части острова, но в первую очередь надо отметить кибер-технологии – они
выполнены «на пять», и включают в себя не только фантастические
элементы, но и, например, черты уже существующего touch-screen'а.
Подобные смешения прошлого и настоящего воспринимаются естественно в
2061-м году, когда наравне с достижениями прогресса в обиходе
сохранились простые незамысловатые вещи, как, например, кроссовки или
браслеты, которые можно подарить понравившейся девушке.
Художественная выразительность достигает кристальной чистоты в
тех эпизодах, где показаны воспоминания и чувства героев – особенно в
тринадцатой серии, наполовину состоящей из флешбэков главного героя.
Без слов и объяснений, одной лишь музыкой и анимацией, раскрывается его
любовь к Океану – с первого взгляда и навсегда. Для прирождённого
дайвера, каким является Хару, море живое, с ним можно общаться, его
можно понимать, слушая его сердцебиение. И этот принцип объясняет все
прочие страсти: чем больше человек посвящает себя чему-то, чем больше
растворяется в своём деле, тем ближе он к подлинному познанию.
Собственно, интрига основного сюжета заключена не в борьбе с
врагами, а в поиске ответов, в исследовании, в погружении на
максимально возможную глубину. Главная загадка «Что на самом деле
произошло с Хару полвека назад?» отходит на второй план – важнее
другое: «Что именно пробудило его после пятидесяти лет сна?»
Способность увидеть в неживом живое становится определяющей: именно от
этого зависит дальнейшая судьба Искусственного Острова и, пожалуй, всей
планеты. Кибер-пространство Мета-Реала расширяется, вбирая в себя
Океан, точно также как Океан наполняет ритмом каждое тело.
В какой-то момент становится ясно, что поиски смысла жизни,
стремление к истине и способность любить – суть одно и тоже. Каждый
человек – дайвер, перед которым бездонное море человеческих душ,
безжалостное море времени, бескрайнее море знаний. И впереди спокойное
и безопасное погружение.
¹ Специально для адептов Поливанова: я знаю, как эта фамилия
пишется «по правилам», но когда все двадцать шесть серий я слышу
«Кушима» почти без намёков на пресловутое «щ», писать «Кусима» – рука
не поднимается.
² Omake есть только в равках: у серий с ансубом этот «хвост»
обрезан. Но в любом случае, каждую серию надо досматривать после
эндинга: там либо эпилог, либо «предыстория» следующей.
³ Фамилия у них – 蒼井 (аой), созвучно другому «аой» – 青, который
и «синий», и «голубой», и «зелёный» (при том, что для зелёного есть
также «мидори»). В общем, цвет переменчивого моря.