В общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные отношения
между мужчинами. Более точный и однозначный термин - "сёнэн-ай"
(shounen ai) - "юношеская любовь". Для того, что понять, почему этот
мета-жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к
истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской
европейской культуры, японская культура никогда не считала
гомосексуализм чем-то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо
утверждали, что настоящему самураю более пристали отношения с другим
самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от
строго исполнения своего долга.
К тому же, японская эстетика
утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный",
привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно
такими были герои классических японских эпических произведений
(например, "Повести о Гэндзи"), и именно им стремилась подражать
культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не
мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым
героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи (1867-1878)
жизнь Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по
европейскому образцу. Но сами представления о негреховности
гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.
Когда
благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй мировой войны, на
арену очень быстро вышли мангаки-женщины, которые не хотели писать так
и о том, о чем писали мангаки-мужчины. Их интересовали более "женские"
темы - любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская
культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных
отношениях. Она не могла проявлять инициативу, а могла только вяло
реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии
авторов.
В пику культурным ограничениям была разработана
концепция "девушки-юноши". Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды Риёко
в "Розе Версаля" [Berusaiyu no Bara] (1972-1973), это была девушка,
переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение -
юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями
этого варианта стали Хагио Мото в манге "Сердце Томаса" [Thomas no
Shinzou] (1972) и Такэмия Кэйко в манге "Песня ветра и деревьев" [Kaze
to Ki no Uta] (1974).
Важно отметить, что это была именно
"женская" манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие
японские гомосексуалисты обычно достаточно отрицательно относятся к
яою. Однако среди японок он пользуется постоянным успехом.
В
дальнейшем в дополнение к профессиональной манге такого рода появилась
и любительская, которую, собственно, изначально и назвали "яой".
Обычно
любительский яой - это манга об известных красавцах (персонажах
популярных мужских манга- и аниме-сериалов), рассказанная с точки
зрения гомосексуальных отношений. Ее стали называть "яой", потому что,
в отличие от сёнэн-манги, любительская сёдзё-манга реже следовала
классическим представлениям о строении литературного произведения
(особенно триаде "завязка-кульминация-развязка"), но зато содержала
откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.
Первым
сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был
ТВ-сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980).
Некоторые последующие сериалы из эпопеи "ГАНДАМ" создавались с учетом
манги такого рода, и юноши-главные герои становились более
привлекательными.
Со временем яойные темы стали проникать и в
более традиционные с точки зрения половой ориентации сериалы на
любовные темы. Так, персонажей и сцены такого рода содержат ТВ-сериалы
"Fushigi Yuugi" и "Marmalade Boy".
К сожалению, чисто яойных
аниме немного, в основном это односерийные OAV ("Песня ветра и
деревьев", "Подделка" [Fake]). На их фоне выделяется OAV-экранизация
манги Одзаки Минами "Обреченная любовь-1989" [Zetsuai-1989] - как
наиболее совершенная и цельная.
В настоящее время яой стал
мета-жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и
детективным, и фэнтезийным, и научно-фантастическим.
Несмотря
на то, что современная Япония существенно раскрепостилась за последние
20 лет, и яой сейчас уже не несет былого "революционного" значения, он
живет и продолжает завоевывать своей красотой, необычностью, эстетизмом
и драматичностью все новые сердца поклонниц (и даже поклонников) не
только в Японии, но и во всем мире.